3 - 4 апреля состоялся V (XVI) открытый командный студенческий чемпионат Поволжья по спортивному программированию
Чемпионат был проведён Самарским государственным университетом при поддержке компаний Mercury Development, Вебзавод, Maxifier, Altarix, Magenta Technology, WeSee; информационной поддержке Министерства образования Самарской области, Департамента информационных технологий и связи Самарской области.В нём приняло участие 62 команды, представлявшие 20 городов: Астрахань, Балашов (Саратовская область), Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Ковров (Владимирская область), Нижний Новгород, Орел, Оренбург, Пензу, Пермь, Саратов, Саранск, Тамбов, Ульяновск, Челябинск, и, конечно, Самару и Тольятти (самарских и тольяттинских команд было 26).
Программа чемпионата была весьма насыщенной. В первый день проводились игровой и пробный туры (не входящие в официальный зачет), во второй день состоялся основной тур. Фотографии с различных мероприятий чемпионата доступны здесь.
В игровом туре Code Delivery командам предстояло разработать эффективную стратегию для автомобиля, доставляющего грузы. Стратегии разных команд помещались в игровой мир и состязались между собой, набирая очки за доставленные в целости и сохранности грузы и пытаясь при этом помешать другим стратегиям.
Пробный тур содержал три простые задачи, позволявшие познакомиться с проверяющей системой (она была существенно обновлена зимой этого года). Желающие команды могли - решив задачи пробного тура или сразу же - переключиться на задачи April Challenge 1.5. Задачи этого соревнования доступны для решения всеми желающими в разделе Соревнования. Победу в игровом туре одержала команда Voronezh SU 2 Воронежского государственного университета, которая справилась с 9 задачами из 10 предложенных (заметим при этом, что задача C, которую не смогли решить победители, не покорилась никому).
После разбора пробного тура состоялся просмотр результатов игрового тура. Сначала команды были разделены на группы по четыре произвольным образом; затем деление производилось с учётом набранных очков. В финальных «заездах» сошлись две команды Воронежского госуниверситета и две волгоградские команды: Волгоградского государственного технического университета и Волгоградского государственного университета. Успех и здесь сопутствовал победителям тура April Challenge - команде Voronezh SU 2.
Во второй день (4 апреля) состоялся основной тур чемпионата. Участникам было предложено 13 задач. Команды достаточно быстро обнаружили наиболее простые из них, и к концу первого часа у лидеров было сдано по 4 задачи. На втором часу соревнований команды из середины турнирной таблицы старались двигаться по "дороге", проторенной лидерами: "единичек" в столбцах соответствующих задач заметно прибавилось. Команды же из лидирующей группы чуть сбавили темп, однако Togliatti SU и Volgograd STU 1 завершили второй час соревнований с 7 задачами.
В конце третьего часа вперёд вышли команды Ural FU Happy Crocodiles и Saratov SU 42+1; у них было по 9 решённых задач. Лидеры второго часа - Togliatti SU и Volgograd STU 1 решили к этому моменту 8 задач, также с 8 задачами завершила третий час соревнований команда Samara SAU 1. По семь задач было у команд SU ESPC - Orel и Ulyanovsk STU 1; также у ряда команд было по 6 задач в активе.
Спустя минуту с небольшим команда Орла сдала свою 8 задачу, а в группу команд с семью задачами переместилась команда NVMR Orenburg SU. А ещё через минуту и несколько секунд команда Уральского федерального университета сдала десятую задачу и закрепилась на верхней строчке турнирной таблицы. Не прошло и двух минут, как десятую задачу со второй попытки сдала команда Саратовского госуниверситета (42+1), но разница в штрафном времени почти в 2 часа оставляла их на второй строчке монитора. На третьей же строчке обосновалась команда Volgograd STU 1, сдав свою девятую задачу через минуту после саратовской команды. Не "открытыми" оставались задачи C, D, H - наиболее сложные задачи контеста. К этому моменту попытки сдать задачу H предпринимали команды Togliatti SU и Astrakhan SU; с задачей C пробовала справиться команда Samara SAU 1.
Команды из Екатеринбурга и Саратова направили свои усилия на задачу С. Тем временем на 03:36:51 команда Togliatti SU с четвёртой попытки сдала задачу H, и с 9 задачами заняла очевидно хорошую позицию: у неё не было попыток по задачам E и J, с которыми справились лидеры. А незадолго до заморозки монитора 9 задачу сдала команда Samara SAU 2, опередив команду Samara SAU 1 (для Samara SAU 2 четвёртый час оказался чрезвычайно плодотворным - 3 задачи: F, K, J).
Такой расклад не позволял ни одной команде надеяться на то, что её не потеснят другие. Борьбу команд могло наблюдать только жюри - монитор был "заморожен", а участники (и тренеры) могли лишь догадываться, что делают соперники. В течение 20 минут после замораживания монитора к группе команд с 9 задачами присоединились сначала Volgograd STU 2, а затем NVMR из Оренбурга и Samara SAU 1. При этом Samara SAU 1 уже достаточно долгое время пыталась сдать задачу C; команда Оренбурга никаким образом не "обозначала" своих намерений. В 04:29 девять задач было у Ulyanovsk STU 1 (притом девятой стала задача E, а более простая задача F у этой команды оставалась нерешённой). В 04:35 команда Volgograd STU 1, сдав с пятой попытки задачу J, с 10 задачами обошла команду из Саратова по штрафному времени. А в 04:38, сдав ту же задачу J, но со второй попытки, команда Togliatti SU оттеснила Saratov SU 42+1 на четвёртое место. Проигрыш Togliatti SU команде Волгограда составил чуть меньше двух минут. Но на 04:40 команда Saratov SU 42+1, сдав с первой попытки задачу H, стала единоличным лидером. Помешать занять им первое место могла только команда Happy Crocodiles, если бы сдала 11 задачу. Но этого всё же не случилось, и уральцы остались на втором месте.
В последний час немало команд добавили к своим результатам ещё по одной задаче, а некоторые - даже по две. Так что при "разморозке" монитора на закрытии турнирная таблица периодически претерпевала заметные изменения. Итоговый монитор доступен здесь.
Жюри приняло решение наградить дипломами I степени команды, решившие 11 - 10 задач, II степени - команды, решившие 9 - 7 задач, III степени - команды, решившие от 6 до 4 задач. Все дипломанты получили памятные подарки, а первые 12 команд (решившие не менее 8 задач) дополнительные призы - книги по программированию.
После награждения был проведён разбор задач; авторам первых успешных решений каждой задачи также были вручены небольшие сувениры.